Упражнение №8
Задание. Написать мини-сочинение на выбранную тему, используя придаточные предложения с союзом когда.
Примерные темы: «Поездка на юг», «Приезд гостей», «Посещение музея или выставки», «Просмотр нового фильма» и др.
Упражнение №9
Задание. Закончить диалоги, употребив союз пока не.
Образец. – Сколько времени ты будешь заниматься математикой?
- Буду заниматься математикой, пока не решу все задачи.
1. Сколько времени ты будешь играть в хоккей? 2. Сколько времени ты будешь мыть посуду? 3. Как долго ты будешь смотреть журнал? Уже поздно. До каких пор вы будете играть в шахматы? 5. До какого времени вы будете спать в воскресенье?
Упражнение №10
Задание. Закончить предложение.
- Когда я приехал домой, … .2. Пока мы ездили в Москву, …. 3. Пока отец не прочитал газету, … .4. Пока танк закрывал вход в ущелье, … . 5. Пока не кончилась вьюга, … . 6. Когда солдаты шли по склону горы, … .7. Пока не наступил рассвет, …
Упражнение №11
Задание. Подобрать к данным главным предложениям как можно больше придаточных с разными временными союзами.
Образец. Ученик вернулся домой,
когда получил телеграмму.
как только узнал о болезни матери.
пока ходил ещё автобус.
после того как закончились уроки.
1. Учитель послал дежурного за врачом. 2. На даче зажглись огни. 3. Брат уже оделся. 4. В окнах вагона замелькали постройки, поля, перелески.
Упражнение №12
Задание. Преобразовать сложные предложения в простые.
Когда наступила ночь, в лагере воцарились тишина и покой.
Когда грибники возвращались домой, стало темнеть ( при наступлении; при возвращении)
Карточка№9 (что)
Правило. Сложные предложения с союзом что.
Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы падежей. Присоединяются к поясняемому слову главного предложения при помощи союзов что, как, будто, чтобы, частицей ли.
Не даром говорится (что говорится?), что дело мастера боится (Посл).
Грош цена тому (кому?), кто не может сломить дурной привычки (Н.О.)
Тому, что было, уже не бывать (чему?).
Мы не должны позаботиться (о чем?) о том, чтобы на станции работал надежный товарищ (Н.О.).
Он говорил (что?), чтобы ты зашел к нему.
Ты не сказал (чего?), где я должен тебя ожидать.
Я не знаю (чего?), буду ли я дома.
Особенно было хорошо то (что?), что погода установилась.
Упражнение №1
Задание. Из текста выписать сложные предложения с придаточными изъяснительными, поставить запятые.
- Я сказал мальчикам что заблудился (Т.). 2. В огне войны мы оценили покой и радость мирных дней и то как счастливы мы были среди любимых и друзей (Л.-К.). 3. Я помню с каким страхом смотрел я на это величавое дряхлое здание (Кор.) 4. Всякая охота тем хороша что имеешь дело с природой (Л.Т.). 5. С высоких деревьев окутанных легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги. 6. Мы договорились чтобы утром все уже были на пристани. 7. Ему вдруг пришло на мысль что он умирает (Г.). 8. Уж умнее того нельзя выдумать что весь народ выдумал (Г.).
Упражнение №2
Задание. Дописать предложения, чтобы придаточная часть имела значение распространения, пояснения.
- Мы очень скоро договорились…
- Все мы радовались…
- Всю ночь говорили…
- Твердая надежда…
- Я жду…
Карточка №9а (что)
Упражнение№3
Задание 1. Прочитать текст. Выписать сложные предложения, в которых придаточные предложения отвечают на вопросы что? О чем?
Письмо
Дорогой Сергей! Мне стало известно, что летом я еду с родителями отдыхать на Кавказ. Отец мой меня попросил, чтобы я купил путеводитель по курортам Кавказа. Я также знал, как мы будем ехать на Кавказ. Сестра мне сообщила, будто мы поедем через Москву. Возможно, что в Москве мы сделаем пересадку на другой поезд. Если ты будешь в Москве, то обязательно встретимся. Ты мне расскажешь, что нового в Москве. Вспомним о том, как вместе гуляли по Москве в прошлую встречу. Когда я буду точно знать о нашей поездке, я тебе напишу. Твой друг – Василий.
Задание 2. Используя этот текст, напиши письмо своему другу-выпускнику.
Упражнение №4
Вместо точек вставить подходящие по смыслу опорные слова.
- …, чтобы в мае было так холодно. 2. Группа ребят …, как их товарищ играет в шахматы. 3. …, чтобы каждый вел себя в музее достойно. 4. Отцу…, будто кто-то постучал в дверь.5. Лыжник долго…, как на весеннем солнце сверкает снег. 6. Учитель труда…, чтобы мы заканчивали работу. 7. Хулиган…, будто всё сойдет ему с рук.
Слова для справок: необходимо, смотрел, сказал, полагал, сомневаюсь, показалось, следила.
Упражнение №5
Задание. Закончить предложения.
- В газетах пишут о том, что…2. Ученики обрадовались тому, что… . 4. Ученик доволен тем, что… .5. Старик понял, что… .
Упражнение №6
Задание. Из двух простых предложений составить сложное с изъяснительными союзами что и чтобы.
- Желательно. Учащиеся хорошо усвоили это правило. 2. Подросток не предполагал. Он смог бы решить эту задачу. 3. Сомневаюсь. Ты за два часа напишешь сочинение. 4. Родители беспокоились. Малыш не упал в лужу. Нужно. Дедушка к майским праздникам выздоровел.
Упражнение№7
Вместо точек вставить союзы что, чтобы, как, будто, как будто.
- В школу позвонили, … подготовились к встрече с футболистами из Майкопа. 2. Сидящие увидели, … дверь приоткрылась и в комнату вбежал кот. 3. В краеведческом музее нам рассказали, …раньше в окрестностях нашего города обитало много диких зверей и птиц.
4.Мне показалось, …кто-то сзади подходит ко мне. 5. Директор сообщила, … скоро будут строить новую спортивную площадку
Карточка № 9б (что)
Упражнение № 7
В магазине «Дом книги»
Задание к тексту. Обратите внимание на выделенные слова и выражения. Напишите сложные предложения с союзами что, чтобы, если, когда.
Женя Иванов приехал в город из деревни. Он уже месяц живет в городе в школе-интернате. Каждый день он много занимается: учит новые слова, повторяет грамматику, выполняет задания. Даже на стадионе он читает учебник русского языка.
А вчера Женя потерял этот учебник. Он не знает, где забыл книгу: в классе, на площадке или на стадионе.
Что делать? Где можно купить учебник русского языка?
Женя знает, что в городке есть разные магазины. В магазине «Продукты» можно купить мясо, рыбу, молоко. Одежду и обувь можно купить в универмаге. А учебник русского языка, конечно, можно купить и в книжном магазине.
На проспекте Мира находится магазин «Дом книги». Это самый большой книжный магазин в городе. Он открывается в 10 часов утра, а закрывается в 19 часов. Здесь можно купить разные книги, учебники, словари, карты, открытки, а также ручки, карандаши, тетради и значки.
Женя долго был в магазине. Он купил на первом этаже красивые открытки и значки, на втором этаже купил интересную книгу.
Пришел в школу он поздно. Было уже шесть часов. Он стал показывать ребятам покупки. А его друг спросил: «А где же учебник?» Женя схватился за голову: «Ой, забыл…»
Карточка №10 (который)
Правило. Сложное предложение с союзным словом который.
Придаточные определительные отвечают на вопрос: который?
Союзы- синонимы: который, какой, где, куда, что.
Мне попались те книги, которые как раз требовались;
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек(Л.-К.).
Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий здоровый человек (Г.).
На опушке небольшого леса, к которому мы приближались, появилось маленькое стадо оленей.
Запомни правило!
Придаточные определительные могут стоять только в конце или в середине главного предложения после того слова, которое ими поясняется.
Было принято решение, которое всех удовлетворило.
Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок (П.).
Дым поднимался от того здания, которое чуть виднелось из-за деревьев.
Упражнение №1
Задание. Вставить знаки препинания и выделить союзы
- Книга которую подарил товарищ была очень интересна.
- Машины с зерном беспрерывно въезжали в ворота которые были раскрыты настежь.
- За небольшой рощицей был пруд который был окружен плакучими ивами.
- Яркая белая полоса которая показалась на небе постепенно таяла.
- Человек который занимается гимнастикой меньше болеет и выглядит лучше.
Упражнение №2
- Ночью совы и сычи издают такой крик который испугает и непугливого человека.
- Птица которая вылетела из куста бесшумно пронеслась над нами.
- Мы спрятались за ветвями плакучей ивы которые склонялись до самой воды.
- Казалось деревне которая тянулась вдоль реки нет конца.
Карточка 10а ( который)
Упражнение №3
Задание. Найдите в данном тексте союзное слово « который».
Эта береза старая. Её листва редеет, ветки сохнут и обламываются. У неё не осталось друзей, и нет уже соседей. Осталась только баня, над которой берёза склонилась и ворчит, всё шепчет что-то. Ночью она похожа на большую ворону, которая машет крыльями, но не может улететь. Только прерывисто дышит.
Упражнение №4
Задание. Найдите союзное слово «который» и замените другими словами с определительными значениями.
Мы подошли к дому, который построили в прошлом году.
К утру ударил мороз, который покрыл все лужи тонким льдом.
В библиотеке, где много книг, трудно найти нужное издание.
Мама купила дочери то пальто, которое ей нравилось.
Упражнение №5
Задание. Составьте из двух предложений одно сложное, с определительным придаточным.
- Туристы подошли к дому. В нем жил лесник. 2. К Коле в школу приехал отец. Он недавно побывал в Америке. 3. Вова задумался: «Каким цветом покрасить стенд?» 4. Покупатель спросил продавца: « Какой товар продается по льготной цене?»
Упражнение №6
Задание. Из двух предложений составьте одно сложное предложение с союзным словом «который».
- Мы готовимся к олимпиаде. Олимпиада состоится через четыре года. 2. Вчера состоялся шахматный турнир. В шахматном турнире участвовали все шахматисты нашей школы. 3. Наш класс участвует в матче на первенство школы по футболу. Матч на первенство школы по футболу будет проходить через неделю. 4. Лыжники готовились к школьным соревнованиям. Школьные соревнования состоятся в феврале.
Упражнение №7
Дописать сложные предложения.
- На каждом перекрёстке висела реклама, …2. Это озеро находилось там, …3. Он ждет своих родителей,…4. У меня есть друзья,…5. Мы подарили ей те цветы,…6. Весь корабль украшен флагами стран,…7. Он хотел попасть только на то место, …8. Был сильный мороз,…9. Нашел ваши перчатки,…10. Выбрал себе туфли,…11. Тот автобус, …
Карточка № 10б. ( Который)
Упражнение №8
Задание. Допиши главную часть сложного предложения.
- … книгу я прочитал в каникулы. 2. …рассказывается в этой книге. 3….рассказывался о школьной жизни. 4. …в красивой обложке и лежит на полочке напротив вас.
Упражнение №9
Задание. Допиши сложное предложение, выбрав правильный вариант ответа из словаря в скобках.
- а) Рубанок- инструмент, которым… б) Отвертка- инструмент, которым…(завинчивают шуруп; строгают доски).
- а) Танкер-судно, на котором… б) Лайнер-судно, на котором…(перевозят пассажиров; перевозят нефть, керосин).
- а) Лицемерие-качество человека, при котором…б) Честность-качество человека, при которой…(он в лицо говорит одно, а за спиной делает другое; он всегда говорит правду).
Упражнение №10
Задание. Заменить союзные слова где, куда, что, откуда, чей союзным словом который.
Преобразуй предложения, оставив его смысл.
- Остров был окружен такими зарослями водорослей, что невозможно было пристать к берегу.
- 2. Пассажиры подошли к месту, откуда их поведут на посадку в самолёт.
- 3. Мы живем в стране, чьи природные богатства известны всему миру.
- …
Упражнение№11
Задание. Используя данный словарь, допиши главную часть сложных предложений с союзным словом который.
- …-это слова, которые обозначают качества хорошего человека.
- …-это слова, которые обозначают качества плохого человека.
Словарь. Добрый, мужественный, трусливый, искренний, трудолюбивый, чуткий, ленивый, отзывчивый, безвольный, весёлый, жизнерадостный, слабохарактерный, беспомощный, правдивый, скромный, ласковый, неспокойный, молчаливый, невнимательный, жадный, жестокий, щедрый, энергичный, остроумный, глупый.
Задания из «Сборника…»
для самостоятельных и контрольных работ.
(7 карточек).
Карточка №1.
Задание №1. Расставь запятые и поставь вопрос к придаточной части.
Не откладывай на завтра того что можно сделать сегодня(Посл.).
Если песню мы затянем подпевают все кругом (Л.).
Холм на котором я находил , спускался вдруг почти отвесным обрывом (Т.).
Задание №2. Составить сложные предложения с союзами из двух простых. Ставить вопрос к придаточной части сложного предложения.
- Сегодня хорошая погода. Сегодня светит солнце, тепло, нет ветра и осадков.
- Я хочу выйти к доске. Я хочу составить предложение с союзом.
- Я не понял задания. Очень хотел выполнить задание.
Задание №3. По данному началу составь сложные предложения с союзами.
- Сегодня плохая погода, …(солнце скрылось, холодно, дует ветер, идет дождь.
- Я хочу домой, …(устал находиться в школе).
- Я хочу учиться… (я хочу хорошо научиться говорить).
Задание №4. Из сложного предложения с союзом чтобы составить простые предложения.
- Я подаю дневник, чтобы получить оценку за работу…( у доски, с места, за письмо).
- Я записываю домашнее задание в дневник, чтобы не забыть его выполнить.
- Я задвигаю стул под парту, чтобы он не мешал никому.
- Я прячу туфли в кулёк, чтобы они не покрывались пылью.
- Я надел слуховой аппарат, чтобы услышать речь.
Задание №5. Дописать предложения: сначала с помощью придаточного, отвечающего на вопрос зачем?- затем с помощью придаточного, отвечающего на вопрос почему?
1. Ребята занимаются спортом, … . 2. Прохожий остановился, … . 3.Машина свернула в переулок, … . 4. Шахтер поднялся из шахты, … . 5.Врач внимательно осмотрел больного, … .
Задание №6. Дописать сложное предложение по данному началу.
- Я обиделся на одноклассника, потому что…
- Я переодеваюсь в спортивную форму, так как…
- Я выполнил домашнее задание, так как…
- Я готов к началу урока, так как…
Карточка №2.
Задание №7. Ответить на вопросы, указав на причину, которую вызвало то или иное состояние, используя союзы: потому что или так как. В ответах использовать слова для справок.
- Почему у девушки разболелась голова? 2. Почему малыш растерялся, когда в комнату вошел Дед Мороз? 3. Почему у отвечающего студента дрожит голос? 4. Почему у мальчиков, которые играют в снежки, покраснели руки? 5. Почему рабочий не пришел на работу?
Слова для справок: неожиданно войти, замерзать, переутомиться, заболеть, волноваться.
Задание №8. Подобрать придаточные с союзом если, данные внизу, которые обеспечили бы результат действия в главном.
А). 1. …, то у него могут быть серьёзные осложнения. 2. …, он быстро выполнит задание. 3. …, альпинисты начнут восхождение на горную вершину. 4. …,он укрепит своё здоровье. 5. …, надо теплее одеться. 6. Больные быстро выздоравливают, … . 7. Дети долго не засыпают, … .
Придаточные части для справок: если ты ему поможешь; если ложатся не вовремя; если человек ежедневно будет делать зарядку; если на улице похолодало; если они слушаются советов врачей; если больному не помогает доктор; если завтра будет хорошая погода.
Задание №9. Дописать сложные предложения, с уступительными придаточными.
Хотя трудно находиться далеко от семьи, но…
Хотя она много трудиться,…
Как ни старались спортсмены,…
Хотя я не самый сильный ученик в классе,…
Задание №10. Дописать сложные предложения.
Когда наступает сентябрь,…
Когда я увидел своих одноклассников, то…
Мы станем самостоятельными, когда…
Я люблю прогулки на свежем воздухе, когда…
Карточка №3.
Задание №11. Ставить вопрос к придаточной части сложного предложения.
Не даром говорится (…?), что дело мастера боится (Посл).
Грош цена тому (…?), кто не может сломить дурной привычки (Н.О.)
Тому, что было, уже не бывать (…?).
Мы не должны позаботиться (…?) о том, чтобы на станции работал надежный товарищ (Н.О.).
Он говорил (…?), чтобы ты зашел к нему.
Ты не сказал (…?), где я должен тебя ожидать.
Я не знаю (…?), буду ли я дома.
Особенно было хорошо то (…?), что погода установилась.
Задание №12. Вместо точек вставить подходящие по смыслу опорные слова и ставить вопрос к придаточной части сложного предложения.
- …, чтобы в мае было так холодно. 2. Группа ребят …, как их товарищ играет в шахматы. 3. …, чтобы каждый вел себя в музее достойно. 4. Отцу…, будто кто-то постучал в дверь.5. Лыжник долго…, как на весеннем солнце сверкает снег. 6. Учитель труда…, чтобы мы заканчивали работу. 7. Хулиган…, будто всё сойдет ему с рук.
Слова для справок: необходимо, смотрел, сказал, полагал, сомневаюсь, показалось, следила.
Задание №13. Написать вопросы к придаточной части сложного предложения.
Не даром говорится (что говорится?), что дело мастера боится (Посл).
Грош цена тому (…?), кто не может сломить дурной привычки (Н.О.)
Тому, что было, уже не бывать (…?).
Мы не должны позаботиться (…?) о том, чтобы на станции работал надежный товарищ (Н.О.).
Он говорил (…?), чтобы ты зашел к нему.
Ты не сказал (…?), где я должен тебя ожидать.
Я не знаю (…?), буду ли я дома.
Особенно было хорошо то (…?), что погода установилась.
Карточка №4.
Задание к тексту №14. В ответах на вопросы по содержанию текста используйте сложные предложения с союзами что, так как, потому что, чтобы, если, когда.
В магазине «Дом книги»
Женя Иванов приехал в город из деревни. Он уже месяц живет в городе в школе-интернате. Каждый день он много занимается: учит новые слова, повторяет грамматику, выполняет задания. Даже на стадионе он читает учебник русского языка.
А вчера Женя потерял этот учебник. Он не знает, где забыл книгу: в классе, на площадке или на стадионе.
Что делать? Где можно купить учебник русского языка?
Женя знает, что в городке есть разные магазины. В магазине «Продукты» можно купить мясо, рыбу, молоко. Одежду и обувь можно купить в универмаге. А учебник русского языка, конечно, можно купить и в книжном магазине.
На проспекте Мира находится магазин «Дом книги». Это самый большой книжный магазин в городе. Он открывается в 10 часов утра, а закрывается в 19 часов. Здесь можно купить разные книги, учебники, словари, карты, открытки, а также ручки, карандаши, тетради и значки.
Женя долго был в магазине. Он купил на первом этаже красивые открытки и значки, на втором этаже купил интересную книгу.
Пришел в школу он поздно. Было уже шесть часов. Он стал показывать ребятам покупки. А его друг спросил: «А где же учебник?» Женя схватился за голову: «Ой, забыл…»
Ответы на вопросы к тексту.
- Зачем Женя приехал в город из деревни?
- Как Женя потерял учебник русского языка?
- Чего не знает Женя?
- Что знает Женя?
- Что бы купил Женя, если бы пришел в магазин «Продукты»?
- Где бы Женя смог купить учебник русского языка?
- Когда Женя пришел в школу?
- Почему Женя схватился за голову?
Задание №15. Проставить запятые. Определить, к какому слову относится придаточная часть сложного предложения.
- Ночью совы и сычи издают такой крик который испугает и непугливого человека.
- Птица которая вылетела из куста бесшумно пронеслась над нами.
- Мы спрятались за ветвями плакучей ивы которые склонялись до самой воды.
- Казалось деревне которая тянулась вдоль реки нет конца.
Карточка №5.
Задание №16. Используя данный словарь, допиши главную часть сложных предложений с союзным словом который.
- …-это слова, которые обозначают качества хорошего человека.
- …-это слова, которые обозначают качества плохого человека.
Словарь. Добрый, мужественный, трусливый, искренний, трудолюбивый, чуткий, ленивый, отзывчивый, безвольный, весёлый, жизнерадостный, слабохарактерный, беспомощный, правдивый, скромный, ласковый, неспокойный, молчаливый, невнимательный, жадный, жестокий, щедрый, энергичный, остроумный, глупый.
Задание №17. Списать текст, расставить запятые и выделить союзы, союзные слова.
1.Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (П.). 2.Брат не присутствовал на занятиях потому что был на работе. 3.Шла она медленной нерешительной походкой человека который очень устал или глубоко задумался (М.Г.). 4. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке то он бы приметил её потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма не ускользнет (Г.). 5. Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко (Арс.). 6. Всё что ни делала что ни читала Саша тотчас же ему рассказывала.
Задание №18. Списать текст, расставить запятые и выделить союзы, союзные слова.
1.Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (П.). 2.Брат не присутствовал на занятиях потому что был на работе. 3.Шла она медленной нерешительной походкой человека который очень устал или глубоко задумался (М.Г.). 4. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке то он бы приметил её потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма не ускользнет (Г.). 5. Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко (Арс.). 6. Всё что ни делала что ни читала Саша тотчас же ему рассказывала.
Задание №19. Списать текст, расставить запятые, выделить союзы и указательные слова.
- А ведьма между тем поднялась так высоко что одним только черным пятнышком мелькнула вверху (Г.). 2. Левин не замечал как проходило время (Л.Т.). 3. И слышно было до рассвета как ликовал француз (Л.). 4. Тяжелые тучи шли так низко что казалось вот-вот зацепятся за оголенные макушки высоких тополей (М.Ш.). 5. За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст потому что дорога была северная (М.Г.). 6. Он (Максим Максимыч) был печален и сердит хотя старался скрыть это (Л.).
Карточка №6.
Задание №20. Расставить запятые и написать вопросы к придаточной части сложных предложений.
Весна на Кубани.
Хотя воздух ещё сыроват от февральской талой воды хотя за городом трава ещё не позеленела весна приходит на Кубань по календарю, в марте.
Несмотря на то что весна в крае начинается рано первая половина марта часто бывает холодная. Утром и вечером наблюдаются заморозки до 5-6 градусов. В марте зацветают подснежники и фиалки. На полях где еще недавно местами лежали белые пятна тающих снегов пробивается чуть заметной зеленью молодая трава.
Так как в апреле устанавливается теплая погода уже к концу месяца цветут вишни, яблони, сирень. На цыпочки встает молодая трава, зеленеет береза поэтому в воздухе хмельно пахнет.
Когда наступит май тогда уже зацветет белая акация. На гнездовья прилетят пернатые друзья – скворцы, ласточки.
Всем дышать станет вольно и хорошо потому что весна отразится на всех приливом обновленной и доброй жизненной силы.
Задание №21. Вставлять в текст подходящие по смыслу союзы и союзные слова.
Скоро летние каникулы!
Сегодня спокойный апрельский день, так как нет ветра, нет ни солнца, ни тени движения и ни шума. Я сижу в спальне и вспоминаю свои весенние каникулы.
Как же хорошо было дома! Отдыхал, ходил в гости к друзьям, ( который, где) живут в соседней станице. Также помогал родным по домашнему хозяйству.
Но каникулы пролетели быстро, и я вернулся в школу - интернат. Мне в школе тоже не бывает скучно, (поэтому, потому что) тут я среди своих друзей - одноклассников.
Вот и завтра день рождения одноклассника, (который, так как) исполняется семнадцать лет. Он очень любит творчество американского певца Майкла Джексона, ( поэтому, потому что) мы с классом подготовили особенный подарок: футболку с изображением артиста.
Мой одноклассник спортивный человек. Увлекается такими видами спорта, (как, где) теннис, футбол, плавание. Ведет здоровый образ жизни, (поэтому, хотя) не курит и не пьет.
Скоро и День Победы! Мы всем классом отправимся к могиле Неизвестного солдата, (чтобы, когда) возложить к памятнику цветы.
Когда пройдут майские праздники и последний звонок, мы дружно окунемся в лето.
Ура, впереди летние каникулы!
Карточка №7.
Задание №22.. Прочитать текст, выписать сложные предложения с союзом если. Отвечать на вопросы к тексту сложными предложениями
Береги лес.
Беда, если на сухой лес падает молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костёр.
Тонкой змейкой перебежал с кострища живой огонёк, скрылся во мху, в груде сухой хвои, листвы. Вдруг он выскочил из неё, лизнул куст, побежал к куче валежника.
Не теряй ни секунды: это беглый пожар, ты сам сможешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток – и бей ими, бей огонёк сбивай его, хлещи что есть силы, не давай ему расти, перебегать с места на место!
Зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка – копай землю, забрасывай огонь землёй и кусками дёрна.
Если же огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево, это уже повальный или верховой пожар.
Со всех ног беги к людям – бей тревогу.
Ответы на вопросы по тексту.
- Когда может наступить беда в лесу?
- Почему при беглом пожаре нельзя терять ни минуты?
- Какой пожар называется повальным или верховым?
- Когда нужно бежать и бить тревогу?