ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

Сборник упражнений

 «Сложные предложения с подчинительными союзами и союзными словами  для учащихся 7-8 классов школы 1 вида».

 

 

 

 

 

 

 

Составитель  Бахчагулян С.Г.

 

 

 

Краснодар

2011г.

 

Рецензия

на сборник упражнений по русскому языку для 7-8 классов специального (коррекционного) учреждения I вида.

 

 

Данный сборник упражнений «Сложные предложения с подчинительными союзами и союзными словами» составлен в соответствии с рабочей программой «Сведения по грамматике» (7кл.) и «Русский язык» (8кл., III вариант).

В сборник вошли упражнения, направленные на развитие синтаксической стороны речи.

Сборник решает пропедевтические и контрольные задачи первоначального знакомства с наиболее употребительными союзами и союзными словами, понимания и реализации в собственной речи союзных конструкций.

Задания имеют практическую направленность и выполняются в целях уточнения, коррекции, упорядочения речевых навыков и умений учащихся, связанных с пониманием сложных конструкций.

Сборник содержит теоретический материал, необходимый для более полного понимания смысловых отношений между частями сложного предложения.

Сборник предназначается для учащихся, обучающихся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-II вида, а также может использоваться при обучении школьников с ЗПР и трудностями  обучения языку.

Сборник апробирован в течение 3-х лет в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-IIвида.

 

 

Председатель МО                                                                         Голивец Н.С.

учителей русского языка и литературы                                                    

 

 

 

Краснодар

2011год


Карточка №1

Правило №1

 

Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких грамматических основ.

Сложные предложения, в которых грамматические основы соединяются при помощи союзов и союзных слов, называются союзными.

Союзное сложное предложение

/\

Сложносочиненное   Сложноподчиненное

 

Правило №2

 

Сложноподчиненными называются такие предложения, в которых главные предложения поясняются придаточными.

 

  Главное           придаточное

Я жить хочу, чтобы мыслить и страдать (П.).

Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек (Л.-.К.).

 

Правило №3

 

Союзы- что, чтобы, как, когда, если, потому что, несмотря на то что, если…, то…, хотя и др.

Союзные слова – который, кто, что, где, куда, откуда, почему, зачем и др.

 

Часто в главном предложении встречаются указательные слова. Указательные слова предупреждают, что за главным предложением следует придаточное .

Тот, кто с нами хочет плыть, очень смелым должен быть (Л.-К.).

 

Указательные слова – тот, там, туда, откуда, тогда, столько и др.

 

Карточка №2

 

Правило №4

 

Если придаточное предложение поясняет все главное, то указательное слово сливается с союзом, образуя сложный союз – так что, так как, потому что и др.

Долгая работа за компьютером утомила меня, так что я не мог уже ни сидеть, ни печатать.

 

Правило №5

 

Придаточные предложения могут стоять после,

 перед и в середине главного предложения и отделяются запятыми.

 

Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня(Посл.).

Если песню мы затянем, подпевают все кругом (Л.).

Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом (Т.).

 

Правило №6

 

Если в предложении два придаточных, то каждое из них отделяется запятыми.

 

Когда взойдет солнышко, мы тронемся в путь, который нам предстоит проделать за одни сутки.

 

Правило №7

 

Если два придаточных относятся к одному слову, стоят рядом, то они разделяются запятой.

Я пришел к тебе, чтобы рассказать интересную новость, чтобы узнать твоё мнение о ней;

Но если они соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Я пришел к тебе, чтобы посоветоваться и чтобы окончательно решить этот вопрос.


Карточка №3.

( Сложные предложения с разными смысловыми отношениями).

 

Упражнение №1

Задание. Списать текст, расставить запятые и выделить союзы, союзные слова.

1.Я жить хочу чтоб мыслить и страдать (П.). 2.Брат не присутствовал на занятиях потому что был на работе. 3.Шла она медленной нерешительной походкой человека который очень устал или глубоко задумался (М.Г.). 4. Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке то он бы приметил её  потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма не ускользнет (Г.). 5. Границы где равнины соприкасаются с горами обозначены чрезвычайно резко (Арс.). 6. Всё что ни делала что ни читала Саша тотчас же ему рассказывала.

Упражнение №2

Задание. Списать текст, расставить запятые, выделить союзы и указательные слова.

  1. А ведьма между тем поднялась так высоко что одним только черным пятнышком мелькнула вверху (Г.). 2. Левин не замечал как проходило время (Л.Т.).  3. И слышно было до рассвета как ликовал француз (Л.). 4. Тяжелые тучи шли так низко что казалось вот-вот зацепятся за оголенные макушки высоких тополей (М.Ш.). 5. За пять часов времени мы не проехали и двадцати верст потому что дорога была северная (М.Г.). 6. Он (Максим Максимыч) был печален и сердит хотя старался скрыть это (Л.).

 

Упражнение №3

Задание. Составить сложные предложения с союзами из двух  простых.

  1. Сегодня хорошая погода. Сегодня светит солнце, тепло, нет ветра и осадков.
  2. Я хочу выйти к доске. Я хочу составить предложение с союзом.
  3. Я не понял задания. Очень хотел выполнить задание.

 

Упражнение №4

Задание. По данному началу составь сложные предложения с союзами.

  1. Сегодня плохая погода, …(солнце скрылось, холодно, дует ветер, идет дождь.
  2. Я хочу домой, …(устал находиться в школе).
  3. Я хочу учиться… (я хочу хорошо научиться  говорить).

 

Карточка №4     (чтобы)  

               

 Правило. Сложные предложения с союзом чтобы.

Вопросы к придаточной части сложного предложения:

зачем?  Для чего? с какой целью?

1.Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром (А.Н.Т.).

2. Затем кузнец клещи кует, чтобы рук не сжечь (Посл.).

3. Взрослые, чтобы не мешать молодёжи, перешли во вторую комнату (Н.О.).

4. Надо сейчас нам сворачивать дела для того, чтобы вовремя попасть в бригаду.

5. Надо сейчас нам сворачивать дела, для того чтобы во время попасть в бригаду.

 

Указательные слова в сложных предложениях с союзом чтобы: затем, для того, для этого, с тем.

 

Упражнение №1

 

Задание. Переписать, расставить знаки препинания, выделить союз чтобы и указательные слова к нему.

  1. Грянем песню и звонко и смело чтобы в ней наша сила жила чтоб до самого солнца летела чтоб до самого сердца дошла! (Л.-К.)
  2. Чтобы не тратить даром сил по отлогому песчаному скату шел я до тех пор пока вода не достигла мне до подбородка (А.Г.).
  3. Осетин- извозчик неутомимо погонял лошадей чтобы успеть до ночи взобраться на Койшаурскую гору (Л.).
  4. Володя делая усилия чтобы не морщиться от движений сильно  побледнел (А.Ф.).
  5. На границе часовые стоят в километре друг от друга чтобы глазом видно было своего соседа.
  6. Для того чтобы вовремя попасть в село мы должны были перебраться через широкую реку.

 

Упражнение №2

 

Задание. Из сложного предложения с союзом чтобы  составить простые предложения.

  1. Я подаю дневник, чтобы получить оценку за работу…( у доски, с места, за письмо).
  2. Я записываю домашнее задание в дневник, чтобы не забыть его выполнить.
  3. Я задвигаю стул под парту, чтобы он не мешал никому.
  4. Я прячу туфли в кулёк, чтобы они не покрывались пылью.
  5. Я надел слуховой аппарат, чтобы услышать речь.

Карточка №4а

 

Упражнение №3

 

Задание. Составить сложные  предложения с союзом чтобы, учитывая данные ниже ситуации.

  1. Что ты делаешь, чтобы не простужаться, чтобы всегда быть бодрым. 2. Что ты делаешь, чтобы не опаздывать на уроки. 3. Что ты делаешь, чтобы лучше учиться, получать хорошие оценки. 4. Что ты делаешь, чтобы отметить день рождения матери, друга, учителя.

 

Упражнение №4

Задание. Дописать главную часть сложного предложения.

 А) 1. …, чтобы купить овощи. 2. Чтобы стать хорошим инженером или врачом, … .3. Чтобы собрать большой урожай овощей, … . 4. Чтобы доехать быстрее, … .5. Чтобы родители встретили меня, … . 6.Чтобы не отставать от товарищей, … .

Б). 1. Чтобы больной хорошо отдохнул, … . 2. Чтобы не было скучно, … . 3. Чтобы приготовить обед, … .4. Чтобы не проспать, … . 5. Чтобы успеть на футбольный матч.

 

Упражнение №5

Задание. Составить диалоги по образцу.

Образец 1. Зачем вы приехали в Москву?

- Я приехал в Москву, чтобы осмотреть Кремль.

Образец 2. С какой целью вы приехали в Москву?

- Я приехал в Москву, чтобы осмотреть Кремль.

А) 1. С какой целью покупатель положил пакет с апельсинами на весы? 2. С какой целью ворона села на ящик с мусором? 3. Зачем разведчик надел на себя белый халат? 4. Зачем милиционер остановил легковую машину?

 

Б). 1. Зачем парень взял удочки и резиновые сапоги? 2. С какой целью незнакомец достал из кармана фонарик? 3. Зачем провожающие приехали на вокзал? 4. Для чего тебе нужна шайба?

 

Упражнение №6

Задание. Преобразовать простые предложения в сложные с союзом чтобы.

Образец. Летом мы часто ходили в лес, чтобы собрать грибы. – Летом мы часто ходили за грибами.

  1. Мать поехала на рынок, чтобы купить овощей. 2. Крестьянин поехал на рынок,  чтобы продать овощи. 3. Младший брат пошел в магазин, чтобы купить молоко. 4. Отец приехал к сыну, чтобы серьёзно поговорить с ним. 5. Чтобы защитить редких животных, следует создавать им благоприятные условия жизни. 6. Правительства многих стран делают все, чтобы сохранить мир на земле.

 

Карточка №4б   (чтобы)

 

Упражнение №7

 

Задание. Дописать предложения: сначала с помощью придаточного, отвечающего на вопрос зачем?-  затем с помощью придаточного, отвечающего на вопрос почему?

 

1. Ребята занимаются спортом, … . 2. Прохожий остановился, … . 3.Машина свернула в переулок, … . 4. Шахтер поднялся из шахты, … . 5.Врач внимательно осмотрел больного, … .

 

Упражнение №8

Задание. Прочитать предложения с союзом чтобы . В них имеются ошибки. Находить и переписывать предложения правильно.

 

1. Он написал незнакомое слово, чтобы выучил его. 2. Я встал пораньше, чтобы не опоздал на электричку. 3. Пассажир зашел в каюту, чтобы взял плащ и зонтик. 4. Отец позвонил домой, чтобы его не ждать к ужину. 5. Он переоделся в своей каюте, чтобы сошел с берега. 6. Мы выбрали сухое место в лесу, чтобы сделали привал.

 

Карточка №5   (потому что)           

            Правило. Сложные предложения с союзом потому что.

Вопросы к придаточной части сложного предложения: 

почему? отчего? по какой причине? из-за чего? вследствие чего?

 Союзы- синонимы: потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что,  ибо.

 

Все ушли, так как было холодно.

Надо уезжать, ибо надвигается гроза.

Мы сейчас, потому что надвигается гроза, должны уехать.

Так как  Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на неё внимания (Ч.).

 Нам пришлось поторопиться,  так как надвигалась ночь.

Ходил Беликов к нам только  потому, что считал это своею товарищеской обязанностью (Ч.).

Озимые стояли сочные благодаря тому, что шли частые дожди.

По причине того, что шли частые дожди, мы не уехали.

 

Упражнение №1

 

Задание. Переписать предложения, расставить запятые,  выделить союзы, указывающие на причину действия в придаточной части сложного предложения.

 

  1. Я должен был понять быков чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица (Л.).
  2. Оттого ч присмирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел (П.).
  3. Степан Аркадьич в школе учился хорошо благодаря своим хорошим способностям (Л.Т.).
  4. Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно что не знаем труда (Ч.).
  5. Мы должны были любить Таню ибо больше было некого нам любить (М.Г.).
  6. Вскоре они (родители Гринева) к ней (Марье Ивановне) искренно привязались потому что нельзя было ее узнать и не любить (П.).
  7. Так как дожди шли ежедневно нам не удалось выполнить к сроку намеченную работу.
  8. Все возы потому что на них лежали большие тюки с шерстью казались очень высокими пухлыми а лошади маленькими и коротконогими (Ч.).
  9. По случаю того что прибыли гости мы отложили свой выезд.

10. Они были в полной растерянности оттого что оказались в незнакомом месте

 

Карточка №5а (потому что)

 

Упражнение №2

 

Задание. Дописать сложное предложение по данному началу.

  1. Я обиделся на одноклассника, потому что…
  2. Я переодеваюсь в спортивную форму, так как…
  3. Я выполнил домашнее задание, так как…
  4. Я готов к началу урока, так как…

 

Упражнение №3

Задание. Дать в микротекстах письменно ответы на вопрос почему? В ответах использовать союз потому что.

А). Утром отец ушел на работу. Он взял зонт. Вечером он вернулся домой. Он взял плащ и развесил его. Плащ был мокрым. Он раскрыл зонт. Зонт тоже был мокрым.

1. Почему отец взял зонт?

2. Почему плащ был мокрым?

3. Почему зонт был мокрым?

 

Б) В воскресенье отец с сыном пошли в лес. Отец стал собирать грибы, а сын собирал желтые листья. Около дуба он нашел желуди.

1. Какое время года было? Почему?

 

В). Старший брат пришел с работы и сказал матери: «Я сегодня не пообедал. Покорми меня». Мать сказала восьмилетнему сыну: «Вова, у нас кончился хлеб. Сходи в булочную и купи хлеба». Вова взял сумку и деньги и побежал в магазин. Он вошел в магазин. На полках стояли кастрюли, тарелки. Вова сказал продавцу: «Дайте, пожалуйста, булку». Продавец засмеялся: «Мы не продаем хлеб». Вова побежал домой с пустой сумкой.

1. Почему продавец засмеялся?

2. Почему Вова не купил хлеба?

 

Г). Воспитательница попросила Вову нарисовать дом с садом, а Колю- речку с лодкой. Вова нарисовал  снежную бабу. Коля нарисовал скамейку под ним. Воспитательница посмотрела на рисунки и рассердилась.

1. Почему воспитательница рассердилась на Вову и Колю?

 

Д). Вова с ребятами ходил в лес за грибами. К обеду он вернулся домой. Резиновые сапоги у Вовы были грязными. Мать сказала: «Вымой сапоги!» Вова пошел на кухню, взял миску, налил в неё воду и пошёл на крыльцо мыть сапоги. Мать вышла на крыльцо и увидела, как Вова моет сапоги. Она стала ругать Вову.

1. Почему мать ругала Вову?

Карточка №5б    (потому что)

Упражнение №4

Задание. Дать в микротексте письменно ответ на вопрос почему? В ответах использовать союз потому что.

 Маленькая Вера попросила брата нарисовать картинку «Как ребята играют зимой». Брат стал рисовать: сначала он нарисовал горку, на ней он нарисовал траву и цветы; рядом стоял мальчик на лыжах; внизу дерево с яблоками; около дерева снежная баба и девочка с санками.

     Маленькая Вера посмотрела на картинку и засмеялась.

  1. Почему засмеялась Вера?
  2. Что было нарисовано неправильно?

Упражнение №5

Задание. Закончить предложения.

А). 1. Хоккейная команда нашей школы победила благодаря тому, что … . 2. Мой друг не смог выступить на соревнованиях по легкой атлетике из-за того, что … . 3. Ребята не попали в цирк из-за того, что … . 4.Артист не опоздал на концерт благодаря тому, что … .5. Ученик стал хорошо заниматься благодаря тому, что … . 6. Прохожий показал дорогу неправильно, потому, что … .

Б). 1. Милиционеры не смогли задержать преступника из-за того, что … . 2. Пастух был рад, оттого что … . 3. Овощеводы собрали большой урожай огурцов благодаря тому, что … .4. Строители вернулись в общежитие поздно, потому что … .5. Хирург устал, так как … . 6. Зрителям в цирке весело, оттого …

 

Упражнение №6

 

Задание. Ответить на вопросы, указав на причину, которая вызвала то или иное состояние, с помощью союзов:  потому что или так как. В ответах использовать слова, данные ниже.

 

  1. Почему у девушки разболелась голова? 2. Почему малыш растерялся, когда в комнату вошел Дед Мороз? 3. Почему у отвечающего студента дрожит голос? 4. Почему у мальчиков, которые играют в снежки, покраснели руки? 5. Почему рабочий не пришел на работу?

Слова для справок: неожиданно войти, замерзать, переутомиться, заболеть, волноваться.

 

Упражнение №7

Задание. Прочитать предложения. Поставить вопросы к придаточным предложениям и выделить союзы.

1. Поскольку утро было туманное, вылет самолёта был отложен на несколько часов. 2. Вследствие того что вылет самолета перенесли на утро, туристы вынуждены были заночевать в гостинице. 3. Ввиду того что к нам приезжают зарубежные гости, мы всю субботу заняты уборкой помещений. 4. Из-за того что вместо разбитых стёкол вставили фанеру, на веранде было темно и холодно. 5. Благодаря тому что лето было теплым и сухим, мы вырастили на грядках хороший урожай клубники.

Карточка№6   (если) 

 

Правило. Сложные предложения с союзом если.

Вопрос к придаточной части: при каком условии?

Союзы- синонимы: если – когда –раз коль (коли).

 

 Если Волга разольется, трудно Волгу переплыть (Л.-К.).

 Быть бы нашим странникам под родною крышей, если

б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.).

 Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (К.).

 Коль зайдешь за мной, то  и я пойду.

 Ты можешь, раз не согласен со мной, поступать по-своему.

 

Упражнение №1

 

Задание. В данные сложные предложения вставить союз если.

Знай я ремесло, жил бы в городе (М.Г.).

Будь я спортсменом, обязательно отправился бы с вами.

Принеси я эту книгу, он не обиделся бы так.

 

Упражнение №2

.Задание. Переписать предложения, расставить знаки препинания, выделить союзы.

 

  1. Если цветы не поливать то они скоро засохнут.
  2. Вьюга не страшна если человек не теряется.
  3. Раз вы согласились обещали то надо выполнить обещание.
  4. Щепотки волосков лиса не пожалей остался б хвост у ней (К.).
  5. Когда бы вверх могла поднять ты рыло тебе бы видно было что эти желуди на мне растут (К.).
  6. Все охотники если бы была погода тут не сидели бы.
  7. Какой и запорожец из него если он еще ни разу не бил бусурмана (Г.).
  8. Если казак проворовался это считали уже поношением всему казачеству (Г.).

 

Карточка №6а (если)

 

Упражнение №3

 

Задание. Прочитать текст, выписать сложные предложения с союзом если. Отвечать на вопросы к тексту сложными предложениями

Береги  лес.

 

Беда, если на сухой лес падает молния. Беда, если кто бросит в лесу непотушенную спичку или плохо затушит костёр.

   Тонкой змейкой перебежал с кострища живой огонёк, скрылся во мху, в груде сухой хвои, листвы. Вдруг он выскочил из неё, лизнул куст, побежал к куче валежника.

      Не теряй ни секунды: это беглый пожар, ты сам сможешь справиться с ним, пока он маленький, слабый. Живо наломай свежих лиственных веток – и бей ими, бей огонёк сбивай его, хлещи что есть силы, не давай ему расти, перебегать с места на место!

    Зови на помощь товарищей. Если под руками есть лопата или хоть крепкая палка – копай землю, забрасывай огонь землёй и кусками дёрна.

   Если же огонь успел подняться с земли и пошел перекидываться с дерева на дерево, это уже повальный или верховой пожар.

Со всех ног беги к людям – бей тревогу.

 

 

Ответы на вопросы по тексту.

  1. Когда  может наступить беда в лесу?
  2. Почему при беглом пожаре нельзя терять ни минуты?
  3. Какой пожар называется повальным или верховым?
  4.  Когда нужно бежать и бить тревогу?

 

Карточка№6 б     (если)

Упражнение №4

Письмо по памяти

Отрывок из стихотворения «Если» З. Гиппиус

Если ты не любишь снег,

Если в снеге нет огня,-

Ты не любишь и меня,

Если ты не любишь снег.

 

…Если я не то, что ты,-

В пар взлечу я без следа,

Как шумливая вода,

Если я не то, что ты…

 

Упражнение №5

Задание. Подобрать придаточные с союзом если, данные внизу, которые обеспечили бы результат действия в главном.

 

А). 1. …, то у него могут быть серьёзные осложнения. 2. …, он быстро выполнит задание. 3. …, альпинисты начнут восхождение на горную вершину. 4. …,он укрепит своё здоровье. 5. …, надо теплее одеться. 6. Больные быстро выздоравливают, … . 7. Дети долго не засыпают, … .

 

Придаточные части для справок: если ты ему поможешь; если ложатся не вовремя; если человек ежедневно будет делать зарядку; если на улице похолодало; если они слушаются советов врачей; если больному не помогает доктор; если завтра будет хорошая погода.

 

Б) 1…., то в глубинах Океана и сейчас немало неизвестного и даже загадочного. 2. …, то не будет ни плодов, ни семян. 4. …, то почвенное питание растений нарушается. 5. …, то растения растут плохо.

 

Придаточные части для справок: если в течение полевого сезона несколько раз  разрыхлить и прополоть почву в огороде или на поле; если воды в почве мало; если каждый год на растения обрывать цветки; если на суше давно уже нет неизвестных территорий; если минеральных солей в почве слишком мало.

 

В). 1. …, то образуется иней. 2. …, то облачные капли превращаются в снежинки-кристаллы разнообразной формы. 3. …, снежинки слипаются в хлопья. 4. …, при тумане на проводах и на ветках образуется изморозь( отложение тонкого слоя ледяных кристалликов). 5. …, то используют специальные снегомерные рейки. 6. …, то из года в год будет прилетать вить гнездо на это место.

 

Придаточные части для справок: если погода безветренная и морозная; если птица найдет удачное место для гнезда; если почва охлаждается до температуры ниже 0; если необходимо измерить толщину снежного покрова.

 

Карточка №7   (хотя)

Правило. Сложные предложения с союзом хотя.

Придаточные уступительные предложения отвечают на вопрос:

Несмотря на то, что?

Союзы- синонимы: хотя, хоть, пусть, пускай, несмотря на то, что;

Союзные слова: сколько, как  с частицей ни .

 

Как ни жаль, а идти надо; Сколько ни проси, не могу поехать с тобой.

Как ни жаль расставаться, однако мне надо уходить.

Хотя для него это была трудная работа, но он справился.

Хотя и не следовало бы его отпускать, да пусть уж идет.

 

Упражнение №1

 

Задание. Переписать предложения, расставляя знаки препинания, подчеркнуть союзы.

  1. Хотя услуга нам при нужде дорога но за нее не всяк умеет взяться (К.).
  2. Сколько ни ходили и ни чернели тучи видно не суждено им было собраться в грозу (Л.Н.).
  3. Как не крепился Чичиков духом однако похудел и даже позеленел во время таких невзгод (Г.).
  4. Он весь был ясно виден даром что ехал в тени (Т.).
  5. Несмотря на то, что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны (М.Г.).
  6. Если земля хорошо обработана то влага сохраняется в ней значительно дольше.
  7. Поезда хотя были сильные заносы приходили точно по расписанию.

 

Упражнение №2

 

Задание. Дописать сложные предложения с уступительными придаточными.

Хотя трудно находиться далеко от семьи, но…

Хотя она много трудиться,…

Как ни старались спортсмены,…

Хотя я не самый сильный ученик в классе,…

 

Карточка №7а   (хотя)

Упражнение № 4

Задание. Из двух простых предложений составить сложное с союзами хотя , или несмотря на то что.

 

Образец. Ученик долго писал сочинение. Он так и не написал его. – Несмотря на то что ученик долго писал сочинение, он так его и не дописал.

Хотя ученик долго писал сочинение, он так его и не написал. 

  А)1. Рыбак с утра сидел с удочкой. Он не поймал ни одной рыбы. 2. Девушка очень торопилась. Она всё-таки опоздала на концерт.3. Было начало октября. На улице было тепло и сухо. 4. Солнце ещё не взошло. Туристы уже отправились в путь. 5. Ученик прочитал правило один раз. Он запомнил его хорошо. 6. К вечеру дождь перестал. Небо было ещё затянуто тучами.

 

Б) 1. В ущелье царил сумрак. Солнце поднялось над горами. 2. Окно было открыто во двор. В классе было душно. 3. Море шумело. Ветер уже утих. 4. Наши пожилые соседи часто бывают в театре. Они живут далеко от центра, где находятся театры. 5. Было холодно. Старик долго прогуливался по парку. 6. У пастуха было три собаки. Он никак не мог собрать всё стадо.

 

В) 1. Будильник долго звенел. Никто не проснулся. 2. Дежурные очень устали. Они решили сегодня обязательно убрать класс. 3. Мартовское солнце ярко сияло и хорошо пригревало. Ночи были ещё холодные. 4. Юноша долго смотрел в окна вагона. Провожающих родителей уже не было видно. 5. Было уже совсем тепло. Кругом лежал снег. 6. Климат Северного Ледовитого океана очень суров. Российские учёные продолжают изучать этот край.

 

Упражнение №5

Задание. Дописать придаточные части предложений.

А) 1. …,лыжники пошли в первый лыжный поход. 2. …, лыжники не пойдут на свою первую лыжную прогулку. 3. …, он с помощью друзей догонит остальных учащихся. 5. …, он смог быстро добраться до вокзала. 6. …, он не может быстро добраться до вокзала.

 

Придаточные части предложений для справок: хотя незнакомец не знал города; если незнакомец не знает города; если в лесу мало снега; несмотря на то что в лесу было ещё мало снега; если он проболеет несколько недель; хотя ученик проболел несколько недель.

Б) 1. …,пассажиры успели осмотреть город. 2. …, все отдыхающие проведут время на озере в березовой роще. 3. …, девочка была одета очень тепло. 4 Отдыхающий должен сдать эту книгу в библиотеку сегодня, … .5. Откройте форточку, … . 6. Кто-то открыл форточку.


Карточка №8  (когда)                    

Правило. Сложные предложения с союзом когда.

Вопросы к придаточной части сложного предложения: когда? как долго? с каких пор? до

каких пор?

Союзы- синонимы: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока (до тех пор, пока).

 

Когда он лег и уснул, мать осторожно встала со своей постели и тихо подошла к нему (М.Г.).

Трудись, пока молодой.

Все разошлись, после того как пробило двенадцать.

Мы не вмешивались в драку до тех пор, пока она была по правилам.

 

Упражнение №1

 

Задание. Выделить союзы, расставить запятые, Поставить вопросы к словам, которые поясняются.

  1. Стоит он и тяжко вздыхает пока озарится восток (Л.).
  2. Только вымолвить успела дверь тихонько заскрипела (П.).
  3. После того как письмо к Петру было написано он повеселел (Ч.).
  4. По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется  на всех парусах (Л.).
  5. Он с изумлением заметил что ночь успела наступить с тех пор как он замечтался (Т.).
  6. Они ушли из сада и долго бродили по улицам которые медленно засыпали пока весь город не окунулся в полуночное безмолвие (К.Ф.).

 

Упражнение №2

 

Задание. Дописать сложные предложения.

Когда наступает сентябрь,…

Когда я увидел своих одноклассников, то…

Мы станем самостоятельными, когда…

Я люблю прогулки на свежем воздухе, когда…

 

Упражнение №3

 

Задание. Закончить диалог по образцу.

Образец. –Когда ты приедешь ко мне в гости?

- Я приеду к тебе, когда кончится неделя.

1. Когда мы встретимся? 2. Когда мы закончим посадку деревьев? 3. Когда ты поедешь домой? 4. Когда ты пойдешь на стадион? 5. Когда придет твоя подруга?

Карточка №8а  (когда)

 

Упражнение №4

Письмо по памяти

 

Полночный троллейбус.

Когда мне невмочь пересилить

беду,

когда подступает отчаянье,

я в синий троллейбус сажусь на

ходу,

в последний,

в случайный.

…Полночный троллейбус плывет

по Москве,

Москва, как река ,

 затухает,

и боль, что скворчонком стучала

в виске,

стихает,

стихает.

Булат Окуджава

Упражнение №5

 

Задание. Прочитать текст, выписать сложные предложения, в которых придаточное - отвечает на вопрос когда?

Болезнь внука

Когда Андрей заболел, бабушка поставила ему горчичники. Чтобы он не плакал от боли, бабушка читала ему сказки. Хотя Андрею было больно, он терпел. После того как внук выздоровел, он попросил бабушку снова поставить ему горчичники. «Но ты здоров!» - сказала бабушка.     «Очень хочется послушать ещё сказку»,- ответил Андрей.

 

Упражнение №6

 

Задание. Составить сложное предложение из данных ниже пар простых предложений, используя союз когда.

  1. Зрители возвращались домой из театра. Пошел густой и липкий снег.
  2.  Провожающие приехали на вокзал. Поезд уже ушел.
  3. Автобус ехал на станцию. Ярко светила солнце.
  4.  Листья желтеют. Наступает осень.
  5. Лес шумит. Дует сильный ветер.
  6. Геологи проснулись. В палатке было совсем светло.
  7. Девушка вспомнила о подруге. Она сразу написала ей письмо.

 

Карточка №8б  (когда)

Упражнение №7

Задание. Придумать и написать конец сложного предложения.

  1. Когда начался дождь … .2. Сын написал письмо матери, … . 3. Когда кончились ве… Продолжение »

© silva-bax

Создать бесплатный сайт с uCoz